дождь современный мир Путешествие на край ночи Кино Пабло Пикассо Великая Отечественная война Селин глаза зеркало души контент Тошнота молодость Леонард Коэн копирайтинг как искусство Ван Гог Сергей Довлатов Эдвард Мунк продвижение Альбер Камю Владимир Высоцкий сюрреализм прошлое Владимир Набоков красота краткость история любви Кристоф Жакро экспрессионизм Чарльз Буковски Дмитрий Ревякин Сергей Рахманинов Massive Attack Лиза Джеррард клипы Dead Can Dance Золотой теленок Жан-Поль Сартр искусство Виктор Пелевин мечты Кафка иллюзия Nick Cave Победа природа фото воспоминания Фрейд Клиповое сознание Сергей Садовничий 12 стульев мертвец свобода Джим Джармуш творчество Шнур Виктор Цой рассказ видео стихи экзистенция Джонни Кэш Ленинград копирайтинг Остап Бендер литература Анри Тулуз-Лотрек импрессионизм Вставай страна огромная мирихуана мысль философия свобода выбора цитаты Эрнест Хемингуэй жизнь романтика Музыка красивое фото время трогательность судьба вера псизхология живопись Культура настоящее Уникальное видео осень писатели набоков путешествия психология художники

Остап Бендер – герой нашего времени

Остап Бендер – герой нашего времени

Литература – параллельный мир. Иногда этот мир очень похож на нашу повседневную реальность, а иногда фантастичен и полностью выдуман. 

«Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково и даже одним почерком».

​ Отличить плохую литературу от хорошей несложно: чтобы понять, что книга плохая, достаточно прочесть одну-две страницы (пошлость, примитивность языка и отсутствие глубины заметны практически сразу), а вот чтобы утвердиться или не утвердиться в том, что книга по-настоящему сильная, ее следует дочитать до конца. Безусловно, в этом вопросе, помимо всего прочего, основным критерием является личностное восприятие, проще говоря, – вкус. Книги Ильфа и Петрова захватывают сразу, это настоящая литература. 

​ Коллективному творчеству нет места в литературе, ибо интимнее, чем процесс писательства, мало что можно представить. Правда везде есть свои исключения, и совместное творчество Ильфа и Петрова – одно из немногих. «12 стульев» и «Золотой теленок» – шедевры русской литературы. Настолько русской, а точнее, даже русско-советской, что понять их людям, не впитавшим нашу парадоксальную культуру, просто невозможно.

«Крепитесь! Россия вас не забудет! Заграница нам поможет!»

​ Эти книги, а точнее одна книга в двух частях, – отражение жизни нашей веселой страны с ее милыми и забавными гражданами. Жить в России, не смеясь, невыносимо. Несмотря на то, что в книгах Ильфа и Петрова показано советское время в период его становления, это не умаляет их актуальности. Казалось бы, времена изменились, люди изменились, сменилась политическая и экономическая обстановка, наступила эра всепоглощающего виртуального пространства, а книги Ильфа и Петрова все так же интересно читать. У нас те же жулики, те же фиктивные конторы а-ля «Рога и копыта», та же жадность, то же воровство и та же безграничная наивность, которой пользуются последователи Бендера. Одним словом, классика.

«Если бы устроили конкурс лжецов, то победить бы смог только тот, кто говорил бы правду».

Остап Бендер – самый или один из самых живых и мастерски выписанных героев в литературе. Ведь неслучайно его колкие остроумные высказывания давно ушли в народ, став крылатыми. Используя их в речи, многие и не подозревают, что цитируют «великого комбинатора». 

Помимо главного героя – Бендера, в этих книгах великолепно представлены и другие не менее колоритные персонажи, вроде жадного и трусливого Кисы Воробьянинова, дальнейшая судьба которого так и осталась для нас тайной: в «Золотом теленке» о Кисе напоминает лишь шрам, оставленный им на шее «командора».

Наивный и меркантильный жулик-неудачник Шура Балаганов, которому для полного счастья не хватает «шести тысяч четырехсот рублей»; глупая гламурная (как бы сейчас сказали) «Эллочка-людоедка», со словарным запасом в тридцать слов; неунывающий старик-Фунт, зарабатывающий тем, что сидит в тюрьме за других; бедняга Паниковский – «старый и больной человек», и которого, по его словам, «не любят женщины»; подпольный миллионер Корейко, живущий на сорок шесть рублей в месяц, имея в чемодане десять миллионов в валюте и рублях; «нежная и удивительная» Зося Синицкая… и другие.

- Ну что, дядя, невесты в вашем городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
- Больше вопросов не имею!

​ Почему Бендер симпатичен нам, ведь он аферист и пройдоха? Да потому что Бендер – настоящий. Соавторы Ильф и Петров вложили в своего героя все, что знали, умели, хотели, весь свой юмор и грусть, именно поэтому образ Остапа получился таким глубоким и многогранным. Он сильный, смелый, умный, образованный, хитрый и до боли одинокий человек. За всей этой видимой бравадой и залихватской лихостью скрывается желание быть кому-нибудь нужным, желание любить, дружить, верить. 

«Рио-де-Жанейро, – это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами».

​ Бендер – мечтатель с поэтической душой. Он талантлив; авторы создали его эрудитом, кажется, что Остап, если б захотел, мог бы сам написать роман или что-то подобное. Но его не интересует искусство ради искусства, он циник и «идейный борец за денежные знаки». Он мечтает о легкой и красивой жизни в солнечном Рио-де-Жанейро, где все ходят в белых парусиновых штанах.

«Вот я и миллионер! Сбылись мечты идиота!»

К концу «Золотого теленка» «великий комбинатор» добивается, чего хочет – получает заветный миллион, но так и не находит счастья. Бендер открывается перед нами с другой, внутренней стороны. С такими деньгами в этой стране некуда податься. Друзей Бендер так и не нашел, любви – тоже, даже Рио-де-Жанейро уже не кажется ему раем на земле. Бендер разочарован. Он хочет сделать что-то хорошее, но из этого не выходит ничего путного, он даже порывается отдать свои деньги (кульминационный момент произведения), но в последний момент передумывает, ведь он так долго шел к ним.

Бендер ощущает себя ненужным. Он ни во что не верит и не находит себе места. Когда он был нищим, ему представлялось, что деньги изменят его, он станет более значимым, что мир ляжет к его ногам – этого не случилось. Банальное высказывание – «не в деньгах счастье» оказывается похожим на правду.

«Мы чужие на этом празднике жизни».

Бендер решает уехать из страны, но и это ему не удается. Он ограблен и снова свободен от денег. С присущей ему веселой грустью «свободный художник» и «холодный философ» Остап Бендер замечает: Графа Монте-Кристо из меня не вышло, придется переквалифицироваться в управдомы».


Автор: Сергей Садовничий

Цитаты: Илья Ильф и Евгений Петров

Гениальность или безумие?
Алкоголь и наркотики как форма протеста против себ...

Читайте также: