Остап Бендер – герой нашего времени

Остап Бендер – герой нашего времени

Литература – параллельный мир. Иногда этот мир очень похож на нашу повседневную реальность, а иногда фантастичен и полностью выдуман. 

«Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково и даже одним почерком».

​ Отличить плохую литературу от хорошей несложно: чтобы понять, что книга плохая, достаточно прочесть одну-две страницы (пошлость, примитивность языка и отсутствие глубины заметны практически сразу), а вот чтобы утвердиться или не утвердиться в том, что книга по-настоящему сильная, ее следует дочитать до конца. Безусловно, в этом вопросе, помимо всего прочего, основным критерием является личностное восприятие, проще говоря, – вкус. Книги Ильфа и Петрова захватывают сразу, это настоящая литература. 

​ Коллективному творчеству нет места в литературе, ибо интимнее, чем процесс писательства, мало что можно представить. Правда везде есть свои исключения, и совместное творчество Ильфа и Петрова – одно из немногих. «12 стульев» и «Золотой теленок» – шедевры русской литературы. Настолько русской, а точнее, даже русско-советской, что понять их людям, не впитавшим нашу парадоксальную культуру, просто невозможно.

«Крепитесь! Россия вас не забудет! Заграница нам поможет!»

​ Эти книги, а точнее одна книга в двух частях, – отражение жизни нашей веселой страны с ее милыми и забавными гражданами. Жить в России, не смеясь, невыносимо. Несмотря на то, что в книгах Ильфа и Петрова показано советское время в период его становления, это не умаляет их актуальности. Казалось бы, времена изменились, люди изменились, сменилась политическая и экономическая обстановка, наступила эра всепоглощающего виртуального пространства, а книги Ильфа и Петрова все так же интересно читать. У нас те же жулики, те же фиктивные конторы а-ля «Рога и копыта», та же жадность, то же воровство и та же безграничная наивность, которой пользуются последователи Бендера. Одним словом, классика.

«Если бы устроили конкурс лжецов, то победить бы смог только тот, кто говорил бы правду».

Остап Бендер – самый или один из самых живых и мастерски выписанных героев в литературе. Ведь неслучайно его колкие остроумные высказывания давно ушли в народ, став крылатыми. Используя их в речи, многие и не подозревают, что цитируют «великого комбинатора». 

Помимо главного героя – Бендера, в этих книгах великолепно представлены и другие не менее колоритные персонажи, вроде жадного и трусливого Кисы Воробьянинова, дальнейшая судьба которого так и осталась для нас тайной: в «Золотом теленке» о Кисе напоминает лишь шрам, оставленный им на шее «командора».

Наивный и меркантильный жулик-неудачник Шура Балаганов, которому для полного счастья не хватает «шести тысяч четырехсот рублей»; глупая гламурная (как бы сейчас сказали) «Эллочка-людоедка», со словарным запасом в тридцать слов; неунывающий старик-Фунт, зарабатывающий тем, что сидит в тюрьме за других; бедняга Паниковский – «старый и больной человек», и которого, по его словам, «не любят женщины»; подпольный миллионер Корейко, живущий на сорок шесть рублей в месяц, имея в чемодане десять миллионов в валюте и рублях; «нежная и удивительная» Зося Синицкая… и другие.

- Ну что, дядя, невесты в вашем городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
- Больше вопросов не имею!

​ Почему Бендер симпатичен нам, ведь он аферист и пройдоха? Да потому что Бендер – настоящий. Соавторы Ильф и Петров вложили в своего героя все, что знали, умели, хотели, весь свой юмор и грусть, именно поэтому образ Остапа получился таким глубоким и многогранным. Он сильный, смелый, умный, образованный, хитрый и до боли одинокий человек. За всей этой видимой бравадой и залихватской лихостью скрывается желание быть кому-нибудь нужным, желание любить, дружить, верить. 

«Рио-де-Жанейро, – это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами».

​ Бендер – мечтатель с поэтической душой. Он талантлив; авторы создали его эрудитом, кажется, что Остап, если б захотел, мог бы сам написать роман или что-то подобное. Но его не интересует искусство ради искусства, он циник и «идейный борец за денежные знаки». Он мечтает о легкой и красивой жизни в солнечном Рио-де-Жанейро, где все ходят в белых парусиновых штанах.

«Вот я и миллионер! Сбылись мечты идиота!»

К концу «Золотого теленка» «великий комбинатор» добивается, чего хочет – получает заветный миллион, но так и не находит счастья. Бендер открывается перед нами с другой, внутренней стороны. С такими деньгами в этой стране некуда податься. Друзей Бендер так и не нашел, любви – тоже, даже Рио-де-Жанейро уже не кажется ему раем на земле. Бендер разочарован. Он хочет сделать что-то хорошее, но из этого не выходит ничего путного, он даже порывается отдать свои деньги (кульминационный момент произведения), но в последний момент передумывает, ведь он так долго шел к ним.

Бендер ощущает себя ненужным. Он ни во что не верит и не находит себе места. Когда он был нищим, ему представлялось, что деньги изменят его, он станет более значимым, что мир ляжет к его ногам – этого не случилось. Банальное высказывание – «не в деньгах счастье» оказывается похожим на правду.

«Мы чужие на этом празднике жизни».

Бендер решает уехать из страны, но и это ему не удается. Он ограблен и снова свободен от денег. С присущей ему веселой грустью «свободный художник» и «холодный философ» Остап Бендер замечает: Графа Монте-Кристо из меня не вышло, придется переквалифицироваться в управдомы».


Автор: Сергей Садовничий

Цитаты: Илья Ильф и Евгений Петров

Гениальность или безумие?
Алкоголь и наркотики как форма протеста против себ...

Читайте также: