Алкоголь и наркотики как форма протеста против себя
Жизнь или иллюзия, свобода или фикция, смелость или отчаяние, покой или исступление, творчество или смерть — что дают нам алкоголь и наркотики?
Человеку нравится изменять сознание, окрашивать реальность или вовсе уходить из нее в полувыдуманный мир, из которого можно никогда не вернуться. В искривленном сознании проще жить. Опьянение притупляет чувства и мысли, высвобождая инстинкты. Именно поэтому в сильном опьянении человек, как правило, становится не очень приятным для окружающих. Есть определенная категория людей, которым пить вообще противопоказано, они становятся не просто неадекватными, но опасными для себя и окружающих. Нанесение тяжких телесных повреждений и поножовщина нередко сопровождают распитие спиртных напитков. Что касается тяжелых наркотиков, то здесь ситуация еще более плачевна и часто уже непоправима.
«Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь".
Эдгар Аллан По
При всех видимых недостатках и опасностях употребления алкоголя человеческая культура не может обходиться без него. В некоторых цивилизациях употребление спиртных напитков является традицией, уходящей в глубокую древность. Много пьют не только в России, как может показаться некоторым. Например, очень любят выпить жители США, Великобритании, Франции, Ирландии, Шотландии и других стран. Безусловно, традиции употребления отличаются, но по сути — все одно. В связи с религиозными воззрениями не пьют жители мусульманских стран; вообще, Восток, в отличие от Запада, не отличается большой любовью к спиртному.
"Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его".
Федор Достоевский
Не секрет, что женщины пьют меньше мужчин. Во-первых, женщины слабее физически. Во-вторых, у женщин вырабатывается меньше ферментов, расщепляющих алкоголь, поэтому опьянение происходит быстрее. В-третьих, и это самое главное, женщины больше живут чувствами, вследствие этого их опьянение отличается по силе воздействия на психику. Женщины имеют большую зависимость от эмоций, и при опьянении их эмоциональная подчиненность приобретает гипертрофированные формы, теряется самоконтроль и адекватное восприятие ситуации, чем, кстати, с успехом пользуются мужчины, для которых сильно выпившая женщина становится легкой сексуальной добычей. Женский алкоголизм развивается стремительно и практически не поддается излечению.
"Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать".
Сергей Довлатов
Понятно, что во всем нужна мера. Употребление алкоголя, безусловно, вредит здоровью так же, как вредит, например, жизнь в загазованном мегаполисе, или курение табака, или пища с использованием химических добавок, или стрессы, или нелюбимая работа… Все в конечном итоге убивает нас, как бы не было сложно это осознать и принять.
Нет смысла рассматривать тяжелейшие формы алкогольной или наркотической зависимости, клинические случаи, когда человек меняется до неузнаваемости, деградирует и перестает быть самим собой. В этих случаях требуется квалифицированная медицинская помощь, которая не всегда срабатывает.
Так что же нам дает опьянение и дурман как таковой? И почему творческие люди так часто прибегают к помощи всевозможных допингов? Ответ очевиден: опьянение, искривляя сознание, открывает мир с необычных сторон. По крайней мере, так кажется, и этого достаточно.
Нетрезвым умом легче воспринимать окружающую действительность, которая часто не соответствует нашим представлениям о ней. В процессе опьянения когнитивный диссонанс реальности и желаний упраздняется. Проблемы не решаются, они просто перестают быть слишком заметными, человек переключается, отвлекается, расслабляется, получает удовольствие, а колющая и режущая реальность остается за бортом его восприятия. Это затягивает. Так самое удивительное течение субъективного идеализма, солипсизм, находит свое истинное воплощение.
Реальность существует вне зависимости от наших о ней представлений. Возвращаться из «податливого» мира искривленного сознания обратно с каждым разом все сложнее. Человек — любопытен и слаб. Так он подсаживается на иглу, стакан или дым. Лучший способ избежать этого — не пробовать.
"Я пью для того, чтобы писать стихи".
Джим Моррисон
Художники в широком смысле слова всегда пытаются расширить границы привычной действительности, увидеть скрытые грани существования. По сути, видение привычных вещей с нестандартных углов и являет на свет истинное искусство.
Творческим людям тесно в обыденных рамках, им хочется обострения, взрыва эмоций. Писатели, поэты, художники, музыканты, актеры ищут вдохновение во всем, поэтому они нередко пускаются во все тяжкие. Можно смело заявлять, что без алкоголя и наркотиков не было бы целой плеяды известных деятелей искусства, которые изменили своим творчеством мир. В то же время можно сказать, что очень многих по-настоящему одаренных людей сгубили именно алкоголь и наркотики. Такой вот парадокс.
"Когда ты пьян, мир по-прежнему где-то рядом, но он хотя бы не держит тебя за горло".
Чарльз Буковски
Винсент Ван Гог, Анри Тулуз-Лотрек, Андре Бретон, Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артур Рембо, Эдгар Аллан По, Уильям Фолкнер, Скотт Фицджеральд, Джек Лондон, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Оскар Уайльд, Александр Дюма, Оноре де Бальзак, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Чарльз Буковски, Генри Миллер, Джек Керуак, Мэрилин Монро, Михаил Булгаков, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Сергей Довлатов, Венедикт Ерофеев, Владимир Высоцкий, Александр Башлачев, Элвис Пресли, Джим Моррисон, Боб Марли, Дженис Джоплин, Курт Кобейн, Джими Хендрикс, Уитни Хьюстон, Эми Уайнхаус и многие-многие другие известные люди искусства вкушали алкоголь или наркотики через край. Говорить о слабостях ныне живущих известных людей — неэтично. В том или ином проявлении тема алкоголя и наркотиков является лейтмотивом многих современных произведений.
"Пиши пьяным, редактируй трезвым".
Эрнест Хемингуэй
Для некоторых алкоголь или наркотики — есть источник вдохновения, метод жизни. Как правило, такой метод делает жизнь чересчур короткой. Таков выбор. Следует понимать, что алкоголь или наркотики никогда не сделают из человека художника. Чтобы создать нечто по-настоящему стоящее, нужен труд и талант. Поэтому все вышеперечисленные люди — сначала художники.
"Наркотики вообще способны решать только те проблемы, которые перед этим создают сами".
Виктор Пелевин
Говоря об изменении сознания, невозможно обойти стороной марихуану (каннабис, ганджа, гашиш, анаша; раст. «Конопля»). Все, что касается вреда или пользы марихуаны является спорным вопросом. По официальному мнению некоторых ученых, употребление марихуаны (каннабиса) менее вредно для здоровья, нежели прием алкоголя или табакокурение. Не доказан факт физической зависимости. Употребление каннабиса (включая медицинские цели) официально разрешено в некоторых странах и штатах США.
По мнению большинства исследователей, основная опасность каннабиса заключается в том, что его употребление способствует переходу на более тяжелые наркотики. В России марихуана официально запрещена законом, как и ношение огнестрельного оружия. Учитывая присущее менталитету русского человека незнание меры, разрешение того и другого может привести к крупномасштабной катастрофе, особенно если приплюсовать сюда любовь к употреблению спиртных напитков. Нетрудно представить, что станет твориться на улицах страны после подобных разрешений.
Несмотря на официальный запрет, курение марихуаны достаточно распространено. С этим мало что можно сделать, ибо употребление производных каннабиса в мировой культуре насчитывает не одну сотню лет. В отличие от алкоголя, который в основном притупляет чувства и мысли, марихуана обостряет их. Известный французский поэт Шарль Бодлер в «Поэме гашиша» так описывает ощущение от курения:
Краски приобретут необычайную яркость и устремятся в ваш мозг с победоносной силой. Тусклая, посредственная или даже плохая живопись плафонов облечется жизненной праздничностью: самые грубые обои, покрывающие стены каких-нибудь постоялых дворов, превращаются в великолепные диорамы.
Жизнь «под кайфом» кажется интереснее, веселее и легче. Но человек, существующий в нескончаемом кураже, в итоге сгорает в нем. Платой за кайф является непреодолимое одиночество и потеря связей с миром. Зависимого человека поглощает хаос и дисгармония, потому что искусственные неестественные способы изменения и расширения сознания деструктивны по своей сути. Так единственная и неповторимая жизнь превращается в иллюзию.
В каком бы то ни было опьянении свобода ощущается четче: границы дозволенности расширяются, нормы морали сдвигаются, человеку все кажется подвластным. Но когда ради повторения приятных ощущений человек готов переступить через себя, тогда свобода оборачивается фикцией, а смелость — отчаянием. Невозможно быть свободным, будучи в плену собственных желаний, как невозможно быть смелым, боясь оставаться наедине с миром в трезвом уме.
Один из парадоксов искусства заключается в том, что его может создавать само отчаяние. Более того, лучшие произведения искусства связаны с человеческой трагедией. Счастье — самодостаточно и не требует особых воплощений. Оно создано для того, чтобы им наслаждаться. Поэтому злоупотребление алкоголем или употребление наркотиков людьми искусства вполне объяснимо: так они ускоряют процесс. Расширение пределов восприятия и прочие вещи, так или иначе сопряженные с разного рода злоупотреблениями, дарят вдохновение и ощущение жизни, которые необходимы для творчества. Но платой за искусство на грани, как правило, является ранняя смерть.
Автор: Сергей Садовничий